На прошлой неделе состоялось заседание всех четырех постоянных комитетов Думы города Сургута. Первыми совещались члены комитета по социальной политике. На повестке дня значились семь вопросов, два из которых являются проектами решений и планируются к рассмотрению на 10 заседании Думы. Оба вопроса – «О внесении изменения в решение Думы города от 01.11.2016 № 22-VI ДГ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан старшего поколения, проживающих на территории города, на 2017-2019 годы» и «О внесении изменений в решение Думы города от 01.10.2013 № 375-V ДГ «О реализации права органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут на создание условий для развития туризма» касались приведения муниципальных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с Федеральным законодательством. Депутаты единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать депутатам на десятом заседании Думы принять вышеназванные проекты решений.
Если быть предельно точным в освещении хода заседания социального комитета, то надо отметить, что в начале заседания в повестку были внесены изменения: по просьбе депутата Игоря Бруслиновского седьмой вопрос «О выполнении ремонтных работ беговых дорожек стадиона на объекте «Спортивное ядро в мкр.35А города Сургута» был рассмотрен первым. Стоит напомнить, что в соответствии с решением Думы города от 21.04.2017 № 108-VI ДГ в бюджетную смету Дирекции были включены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт спортивного покрытия в размере 20 687,217 тыс. руб.
Игорь Петрович высказал мнение, что деньги, выделенные на ремонт беговых дорожек (МБУ ДО СДЮСШОР «Аверс»), не освоены из-за нерасторопности работников департамента городского хозяйства. «Тогда как эти деньги можно было использовать на ремонт школ, либо другие насущные городские нужды, они оказались невостребованными», - сказал депутат.
Директор департамента городского хозяйства Константин Карпеткин, выступающий докладчиком по этому вопросу, сослался на объективные обстоятельства – проект 2006 года устарел, потребовалась подготовка новой проектно-сметной документации и т.д. В результате, аукцион был назначен на 21 августа, но признан несостоявшимся в соответствии с чЛЗ ст. 69 Федерального закона № 44-ФЗ: комиссия приняла решение о несоответствии всех вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Чтобы подобное не повторилось в следующем году, единственно верное решение по мнению докладчика следующее: вынести на рассмотрение на очередном заседании Думы города вопрос о внесении изменений в утвержденный бюджет 2018 года в части перемещения бюджетных ассигнований по КБК для финансового обеспечения размещения закупки до конца 2017 года со сроком выполнения работ и их оплаты в 2018 году. Депутаты единогласно с этим согласились.
Следующий вопрос был традиционным для сентября, актуальным и важным: «О готовности муниципальных образовательных учреждений к новому учебному году». Вот несколько цифр из доклада директора департамента образования Анны Томазовой. В 2017-2018 учебном году образовательные услуги в нашем городе будут оказывать 99 образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования. В том числе:
-53 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, из них одно учреждение открылось в этом учебном году, также 8 муниципальных общеобразовательных учреждений реализуют программы дошкольного образования;
- 40 общеобразовательных учреждений;
- 6 учреждений дополнительного образования.
Численность детей в 2017-2018 учебном году в муниципальных общеобразовательных учреждениях города - 46 273 человек. Охват дошкольным образованием детей в возрасте 1-6 лет составляет 73,7 % - 25 550 чел. При этом охват детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%. Лицензию на ведение образовательной деятельности имеют все образовательные учреждения.
На подготовку зданий образовательных организаций к новому учебному году запланировано 345 495, 3 тыс. руб., из них:
- средства регионального бюджета (на школьную мебель) - 52 711,5 тыс. руб.;
- средства местного бюджета - 292 783, 8 тыс. руб.
Средства направлены на:
- ремонт зданий - 209 316, 9 тыс. руб.;
- укрепление пожарной безопасности - 20 425,3 тыс. руб.;
- укрепление антитеррористической безопасности - 47 348 тыс. руб.;
- укрепление санитарно-эпидемиологической безопасности – 68 405, 1 тыс. руб.
В 2017 году предусмотрены ремонтные работы на 26 объектах - 14 дошкольных, 12 общеобразовательных учреждений. В настоящее время продолжаются работы по капитальному ремонту 2-х зданий образовательных учреждений (МБОУ СОШ № 13, МБДОУ № 76 «Капелька»).
К началу учебного года выполнены:
- ремонт кровель трех зданиях (МБДОУ №№ 3, 63, СОШ № 46);
- ремонт фасада в СОШ № 12 корпус № 2;
- ремонт помещений для открытия дополнительных учебных классов в трех школах (МБОУ СОШ №№ 6,32, лицей № 1);
- ремонт санитарных узлов в четырех школах (МБДОУ № 39, СОШ № 15, НШ № 42, гимназия № 2);
- ремонт пищеблоков в пяти школах (МБДОУ №№ 56, 90, 92, НШ № 37 (дошкольное отделение), СОШ № 26 (дошкольное отделение));
- ремонт наружных сетей тепловодоснабжения в трех школах ОУ (СОШ №№20, 44, НШ «Прогимназия»);
- ремонт внутренних помещений в двух школах (МБДОУ № 61, 90) и т.д.
Объем бюджетных ассигнований, включенный в бюджет департамента городского хозяйства (муниципальное казенное учреждение «Дирекция эксплуатации административных зданий и инженерных систем») на 2017 год, составляет 209 316,933 тыс. руб., в том числе: капитальный ремонт объектов - 194 667,194 тыс. руб.; текущий ремонт - 14 649,739 тыс. руб.
Также в докладе большое внимание было уделено организации питания, безопасности детей и т.д. И как раз вокруг безопасности развернулись самые большие депутатские дебаты. 1 сентября мама первоклассницы, депутат Ольга Леснова была свидетелем того, что один охранник просто физически не мог справиться с потоком учеников и их родителей. «Родительские комитеты лихорадочно обсуждают тему сдачи денег на оплату услуг дополнительных охранников. Мне кажется, до этого не надо доводить. В этом году можно хотя бы рамки металлоискателей поставить, а в следующем повсеместно оборудовать учреждения системами контроля и управления доступом», – предложила Ольга Валерьевна. Как сообщила директор департамента образования Анна Томазова, подобные системы в нынешнем году были установлены в шести зданиях четырех образовательных организаций.
«Что касается систем контроля и управления доступом, то в этом направлении мы уже начали двигаться. Нужно понимать, что это недешевый проект. Кроме того, охранник – не единственный человек, который осуществляет контроль за доступом. Утром на входе дежурят и классные руководители, и заместители руководителей. Если в каком-то учреждении дело обстоит не так, я готова изучить вопрос», –ответила на претензию Анна Николаевна. Депутаты решили, что все-таки необходимо при формировании бюджета города на следующий год вернуться к теме повышения мер безопасности в школах и детских садах.
Еще одна проблема, не теряющая своей актуальности на протяжении последних лет, да что там – десятилетий: количество школьников в Сургуте растет, а число образовательных учреждений остается прежним. На сегодня городу необходимо дополнительно порядка 24 тысяч учебных мест. В этом учебном году за парты сели, как сказано выше почти 47 тысяч школьников, что на полтысячи человек больше, чем прогнозировалось в мае. Причина – некоторые родители отправили своих детей в школу раньше положенного возраста. Также играют свою роль миграционные процессы.
Практически все учебные заведения, включая недавно построенные, переполнены. К примеру, открывшаяся в январе 2016 года школа №9 в районе железнодорожного вокзала, рассчитана на 800 мест, но по факту в ней занимаются порядка тысячи детей. По мнению депутатов, ситуация с дефицитом учебных мест в городе близка к катастрофической – во вторую смену в Сургуте обучаются 30 % школьников, это вдвое больше, чем положено по нормативам. На сегодня контролирующими организациями школам города выписано более 200 предписаний по организации учебного процесса и безопасности учащихся, выполнить которые педагоги просто не в состоянии.
По расчетам, для организации обучения детей в одну смену, городу требуется 23 новых школы. Строительство такого количества образовательных учреждений предусмотрено окружной программой «Развитие образования в Югре на 2016-2020 годы». И как раз, следующим в повестке дня комитета значился вопрос «О выполнении мероприятий по строительству объектов для общеобразовательных учреждений, начало которых запланировано на 2017 год (с отражением состояния дел в динамике по каждому объекту). О мероприятиях Администрации города, направленных на обеспечение строительства общеобразовательных учреждений в 5А и 20А микрорайонах.
Главный архитектор администрации города Алексей Усов сообщил, что в 2017-2019 годах в Сургуте запланировано проектирование и строительство восьми образовательных объектов. По факту реальная работа сегодня ведется только по трем объектам– в 32 и 33 микрорайонах, и заканчивается проектирование клубно-спортивного блока школы № 38, где несколько лет назад рухнула крыша.
«К сожалению, бюджетный процесс построен так, что стоимость строительства мы можем узнать только на основе сметной стоимости, полученной в результате проектирования. Пока нет сметной стоимости – объект не может быть включен в план финансирования из бюджета округа», –посетовал Алексей Васильевич.
Другое дело, когда объект строится не за бюджетные деньги, а за средства инвестора с последующим выкупом: в 2016 году в Сургуте так должны были строиться три школы. Но после того как в округе решили, что приоритетной формой участия инвесторов в строительстве социальных объектов должны стать концессионные соглашения, сроки начала строительства были передвинуты.
«Были внесены изменения в окружную программу, где все объекты инвестиционные были записаны под концессию. Никто из застройщиков на это не согласился. В этом году округ разрешил нам большинство наших инвестиционных объектов оставить под выкуп. Этот вариант партнерства хорошо знаком нашим инвесторам и неплохо сработал при строительстве детских садов. Как только мы его вернули, уже появились застройщики, желающие зайти на площадки», – сказал Алексей Усов.
В частности, в 38 микрорайоне появится школа-детский сад, инвестор уже получил земельный участок и завершил проектирование объекта. Также региональная строительная компания подтвердила свое намерение запроектировать и построить школу в 34 микрорайоне, сейчас вопрос прорабатывается с администрацией. Кроме того, земельный участок, предназначенный для строительства школы в 35 микрорайоне, который находится в частной собственности ООО «Торгплаза-Сургут», руководство предприятия согласилось безвозмездно передать муниципалитету.
«Мы видим, что вопрос сдвинулся с мертвой точки, но темпы его решения нас не устраивают. Депутаты будут держать его на контроле, чтобы выполнить поручение президента и перевести всех наших школьников на обучение в первую смену. К сожалению, сделать это к 2020 году, как планировали, мы уже не успеем», – подвел печальный итог председатель комитета по социальной политике Максим Слепов. И вынес на голосование следующее решение: «Администрации города ежеквартально предоставлять депутатам информацию о выполнении мероприятий по строительству в городе общеобразовательных учреждений, срок которых обозначен 2017 годом и общеобразовательных учреждений в 5A и 20A микрорайонах (с отражением состояния дел в динамике по каждому объекту)».
Пятый вопрос повестки дня звучал так: «О выполнении поручения комитета, оформленного постановлением Председателя Думы города от 22.06.2017 № 29 (о возможности использования иного порядка работы при сносе объектов капитального строительства)». Его история такова: в июне 2017 года в рамках рассмотрения вопроса о выполнении мероприятий по строительству общеобразовательных учреждений были даны поручения Администрации города в срок до 05.09.2017 проработать вопросы, касающиеся возможности:
-
проведения торгов на продажу права на оказание услуг по сносу капитальных объектов в случае, если (остаточная, балансовая) стоимость объекта, подлежащего сносу, превышает размер начальной максимальной цены контракта на услуги по сносу объекта;
-
повторного использования строительных конструкций и материалов сноса для нужд муниципального образования либо их реализации в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Алексей Усов, который также докладывал по этому вопросу сообщил, что на совместном заседании представителей Администрации города и Контрольно-счетной палаты города, принято решение в целях экономии средств бюджета города заключать договоры на снос объектов и утилизацию строительного мусора без уточнения места и способа утилизации - захоронения. Это позволит избежать платы за снос, так как к подрядчику переходит право собственности на эти отходы, которые он может использовать по своему усмотрению. По такой схеме сносятся уже четыре объекта, среди которых тубдиспансер и теплица за Поликлиникой №1.
Что же касается второго подвопроса – о повторном использовании строительных конструкций и материалов, то по словам Алексея Васильевича, для муниципального образования получение строительных конструкций от сносимого объекта повлечет обязанность по восстановлению, переработке материалов, учёт их в бухгалтерском учете, и, как следствие, приведет к необходимости оценивать их перед постановкой на учёт, хранить указанные материалы и конструкции, нести ответственность за их сохранность, отчуждать материалы в соответствии с нормами Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Необходимо будет проводить оценку таких материалов, включать в план приватизации, утверждать условия приватизации, проводить торги по отчуждению материалов и т.д. Все это – дополнительные расходы для городского бюджета. Нерационально, одним словом. Дмитрий Пахотин, заслушав докладчика поинтересовался, куда все-таки вывозится мусор, оставшийся от сноса здания? Он ведь физически должен где-то складироваться… «Соответственно, может получиться такая ситуация, когда подрядчик, снеся здание, вывезет мусор на соседнюю полянку…». Усов: «Беспокойство понятно, но с другой стороны, если подрядчик берется за работу за бесценок, то значит, он нашел кому реализовать стройотходы». Депутаты проголосовали за то, чтобы снять Постановление Председателя Думы города от 22.06.2017 № 29 c контроля.
Последний рассмотренный на комитете вопрос касался обеспечения безопасного пути к зданию прогимназии им. Ф.К. Салманова: организация пешеходной доступности, возможность подъезда автотранспорта с высадкой детей возле учреждения. Этот «долгоиграющий» вопрос обсуждается в Думе уже на протяжении трех лет. В последний раз к нему возвращались в июне нынешнего года. На самом деле, речь идет даже не об одном, а о пяти учреждениях: рядом c прогимназией стоят четыре детских сада. Директор департамента городского хозяйства Константин Карпеткин сообщил, что на состоявшемся в середине августа заседании рабочей группы по разработке и реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения принято решение об изменении схемы движения автотранспорта – проезд Авиационный стал односторонним, что, по мнению сотрудников департамента городского хозяйства, стало решением проблемы безопасного подвоза детей к вышеназванным дошкольным учреждениям.