Новости > 2012 > 02 > Результаты проверки

Озвучены результаты проверки использования субсидии на городские пассажирские перевозки

17.02.2012
Стали известны результаты проверки целевого и эффективного использования средств городского бюджета, предусмотренных в виде субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по городским пассажирским перевозкам. Инициировали данную проверку депутаты Думы Сургута.
 

При рассмотрении бюджета 2012 года они обратили особое внимание на строку, в которой значилась сумма порядка 639 млн. рублей, выделяемая в качестве субсидии на организацию городских пассажирских перевозок. Еще Дума предыдущего созыва не раз высказывала свое недоумение относительно объема данной субсидии, размер которой увеличивался год от года. К следующему году потребность в деньгах на данную услугу, по мнению «Дирекции дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса» (МУ «ДДТ и ЖКК») должна была вырасти на 100 млн. Аргументы, доказывающие обоснованность такого роста, депутаты сочли неубедительными. Это и послужило поводом для соответствующей проверки. Ее проводила Контрольно-счётная палата города с привлечением независимых аудиторов. Результаты проверки помимо Думы города направлены Главе города и в прокуратуру Сургута.

Председатель Думы Сергей Бондаренко и его заместители Надежда Красноярова и Евгений Дьячков ознакомили журналистов с выводами аудиторов.

Сергей Бондаренко:

- На самом деле, мы получали некоторую информацию еще по ходу проведения проверки и не доносили ее до СМИ по той простой причине, что она до конца не была согласована и не все подписи стояли под этим документом. Сейчас, когда все результаты проверки у нас на руках, мы вправе проинформировать общественность. И было бы правильным и справедливым, чтобы результаты озвучила Председатель комитета по бюджету, налогам, финансам и имуществу Надежда Александровна Красноярова.

Надежда Красноярова:

- Действительно, работа по проверке целевого использования средств, предусмотренных в бюджете на возмещение затрат организации пассажирских перевозок, окончена. У нас имеется официальное заключение Контрольно-счётной палаты. К нему приложены акты проверок, которые согласованы непосредственно с исполнителями и с объектами проверки. Напомню, что проверялся период 2010 года, девяти месяцев 2011 года. И отдельно рассматривался следующий вопрос: экспертиза расчета суммы субсидий на организацию пассажирских перевозок, предусмотренных в проекте бюджета на 2012 год. Напомню, что главный вопрос, который задали депутаты и задавали из периода в период: обоснованность расчетных данных по доходам и расходам, принятых за основу формирования субсидий транспортным организациям. Объекты проверок: открытое акционерное общество «СПОПАТ», общество с ограниченной ответственностью транспортная компания «Призвание», общество с ограниченной ответственностью «Траффик», общество с ограниченной ответственностью «Автоэкспресс», Муниципальное учреждение «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса».

Я буду говорить конкретно по заключению Контрольно-счётной палаты, чтобы у вас не было сомнений. То есть не позволяю себе комментировать те выводы, которые сегодня подписаны и являются официальными данными.

В части вопросов в отношении Дирекции. Документальный контроль фактических расходов, связанный с субсидированием пассажирских перевозок Дирекцией департамента не осуществлялся (я говорю о периоде 2010-2011 г.г.). Из-за отсутствия контроля и анализа предоставляемых документов, было допущено необоснованное выделение плановой субсидии в большем размере всем перевозчикам, кроме акционерного общества «СПОПАТ».

Далее будьте внимательны! Документальными проверками обоснованности расчетных данных по доходам и расходам, являющихся основой планирования субсидий, выявлены необоснованные расходы перевозчиков за 2010 в сумме 51,9 млн. рублей, то есть практически 52 миллиона. За 9 месяцев 2011 года - 49,7 млн. рублей – почти 50 млн. Опять же за исключением акционерного общества «СПОПАТ».

То есть вот эти две суммы - 52 и 49 миллионов - их не вернуть в бюджет. Они выделены и истрачены. Каким образом они истрачены? Дальше показаны нецелевые, необоснованные расходы этих перевозчиков. Ну, а это уже работа органов надзора и прокуратуры. Мы этот факт зафиксировали. Указано, что на муниципальном уровне отсутствует единообразный системный порядок планирования субсидии на пассажирские перевозки и распределение их по лотам. Это в части планирования расходов осуществляет «Дирекция дорожно-транспортного и жилищно-коммунального комплекса». Контроль осуществляет Департамент городского хозяйства.

Я хочу сказать о методах проверки. Была проведена документальная проверка непосредственно в транспортных подразделениях и встречная проверка расчетов, которые предприятия предоставляли в Дирекцию. То есть проверка осуществлялась с двух сторон. Все первичные документы были проанализированы как с момента подачи отчета, так и на момент принятия этого отчета. Так вот, документальной проверкой ООО ТК «Призвание» и встречной проверкой МУ «ДДТ и ЖКК» установлено, что в результате завышения общего пробега по маршрутам допущено необоснованное выделение субсидий перевозчику за 2010 год в сумме 338 тысяч.

Есть претензии к оплате рейсов, которые по данным нашей автоматизированной системы учета и отчета перевозчиков отражены как выполненные, но фактически они не подтверждены первичными документами. Первичным документом у транспортников является путевой лист, в котором отражена вся информация о перемещениях автобуса за день. Изучив эти данные, аудиторы сделали вывод о том, что компанией «Призвание» необоснованно предъявлена к возмещению расходов сумма в 98 тысяч. Эти расходы подлежат возмещению в бюджет, то есть они будут возвращены: 338 тысяч и 98 тысяч рублей.

Большая часть документа, представленного Контрольно-счётной палатой, занимает экспертиза расчетов субсидий на 2012 год. Это цифры, которые вошли в состав общего проекта бюджета Сургута на 2012 год и были предоставлены в аппарат Думы в октябре-ноябре 2011 года. Почему у нас возникли сомнения? Потому что удивляют объемные показатели: километраж пробега автобусов по плану должен вырасти на 1%, а расходы - практически на 50%. Поэтому и появились вопросы у депутатов: на основании чего эти расчеты вообще осуществляются и как они соответствуют региональной методике формирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров. Экспертиза нам показала, что практически все расчеты экономически не обоснованы, а по ряду показателей - завышены.

Думаю, не стоит больше вдаваться в подробности. Главное - озвучить сумму. Представленная депутатам первая расчетная сумма субсидий на 2012 составляла 639 млн. рублей. В результате проведения экспертизы, после встреч и переговоров со специалистами администрации, непосредственно с руководством Департамента городского хозяйства сумма субсидий уменьшена на 101 миллион. Это необоснованные и избыточно запланированные средства. Таким образом, сегодня в городском бюджете на организацию пассажирских перевозок заложена субсидия в размере 538 млн. рублей - на 101 млн. меньше заявленной суммы. Вот таковы результаты.

Еще раз, обращу ваше внимание на цифры: 52 млн. и 49 млн. за 2010 год и 9 месяцев 2011 года соответственно мы потеряли. Эти деньги в бюджет не вернуть. Потерю еще 101 млн. мы предотвратили, то есть не дали их использовать транспортниками и направили на другие цели.

Сергей Бондаренко:

- Я бы хотел предоставить слово Евгению Вячеславовичу Дьячкову, который может обозначить нашу позицию по поводу того, что всем нам необходимо делать впредь, чтобы подобная ситуация не повторилась.

Евгений Дьячков:

- Хочу сразу успокоить: в любом случае этот вид деятельности будет субсидирован, поскольку существует государственное регулирование на ценообразование. Понятно, что эту разницу, которая существует между себестоимостью услуги и затратами перевозчиков, необходимо возмещать. Но вот что нужно четко понимать. Город наш развивается. Появляются альтернативные виды транспорта. Появляется огромное количество личных автомобилей. И ни для кого не секрет, что автобусы на подавляющем большинстве городских маршрутов даже в часы-пик ходят полупустыми. Если вы обратите на это свое внимание, то увидите: заняты только сидячие места, либо несколько человек едут стоя. Это говорит о том, что мы сейчас субсидируем данный вид деятельности в чрезмерном объеме. Нужно понимать, насколько город сегодня может позволить себе вот такой общественный транспорт. Безусловно, это хорошо. Но надо отдавать себе отчет в том, что, выделяя субсидию на городской транспорт, мы забираем часть средств с других направлений, может быть, даже более острых. Поэтому принято решение в течение этого года провести определенную работу с привлечением специализированных институтов и организаций по анализу и мониторингу ситуации с городским пассажирским транспортом. Безусловно, такая работа несколько лет назад проводилась. Но жизнь не стоит на месте. И надо выяснить, насколько сегодня оптимальна сеть маршрутов , насколько загружены автобусы на конкретных маршрутах и не оплачиваем ли мы, так сказать, перевозку воздуха. Конечно, нельзя забывать о тех категориях граждан, которые просто не могут воспользоваться другим видом транспорта. Это отдаленные поселки, где у людей в большинстве своем нет личного автотранспорта. Необходимо все просчитать и, тщательно все взвесив, принять конкретные решения. Безусловно, все это будет обсуждаться не только депутатами. Будет привлечена общественность. И на следующий год нужно сделать вывод: оставляем всё, как есть, и продолжаем ездить на автобусах на широкую ногу, урезая себя в других статьях, либо мы составим некую сеть маршрутов с оптимальной загрузкой, отвечающую реальным потребностям горожан. Если такая работа в городе будет проведена, мы можем сэкономить бюджетные средства и направить их на другие цели.

Сергей Бондаренко:

- Хотел бы обратить ваше внимание на то, что вся работа, о которой сказал Евгений Вячеславович, никоим образом не отразится на качестве пассажирских перевозок. Мы для сравнения имеем пример города Нижневартовска. Аналогичная субсидия там ограничивается суммой в 350 млн. рублей. Это почти вдвое меньше затрат, выделяемых сургутским перевозчикам.

Хочу еще озвучить те моменты, которые не прозвучали в выступлении Надежды Александровны.

Дело в том, что все коммерческие предприятия, которые выиграли конкурс на организацию пассажирских перевозок в городе, помимо субсидируемой деятельности занимались еще и коммерческими перевозками. Оба вида деятельности в бухгалтерском учёте должны вестись раздельно. В данном случае все расходы, что называется, сваливались в один котел. И это не позволяет судить о целевом и эффективном расходовании бюджетных средств, выделенных в качестве субсидий.

Я приведу вам пример, чтобы не быть голословным. «Траффик» и «Призвание» приобретали в лизинг автобусы, которые использовались в коммерческих целях. «Призвание» на 90% за счет субсидии на организацию пассажирских перевозок приобрело автомобиль «Acura MDX» за 3 млн. 299 тыс. Машину вскоре продали сотруднику компании за 120 тысяч рублей.

За счет средств субсидии «Призвание» арендовало автостоянку у компании «Автолайн». При этом генеральный директор «Автолайна» является учредителем «Призвания», а генеральный директор «Призвания» является учредителем «Автолайна». По документам автобусы "ночевали" на арендованной стоянке, а по факту (согласно замерам протяженности маршрутов) - дома, то есть в «Призвании».

Результат проверки – это красноречивый факт того, как используются бюджетные деньги. Мы ведем политику эффективного расходования бюджетных средств, в том числе субсидий. И мы бы хотели, чтобы каждый бюджетный рубль, потраченный на любую муниципальную услугу, был потрачен с КПД в 100%.